МОБУ СОШ № 1 р.п. Чунский
Иркутская область, Чунский район, р.п. Чунский
  • О школе

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Чунский

    МОБУ СОШ № 1 р.п. Чунский

    Школа основана 1 сентября 1964 году

    История школы

       Школа  имеет длинную историю, ее судьба неразрывно связано с судьбой поселка, и с судьбой страны. В 60-е годы ХХ века увеличивалась численность населения в районе, рос и благоустраивался посёлок Чунский. Единственная железнодорожная школа № 90 уже не могла вместить всех детей школьного возраста. Дирекция градостроительного предприятия ходатайствует перед главком Министерства малого машиностроения по поводу строительства новой школы. По генеральному плану развития центра района предполагается крупное строительство жилого массива под названием «Новый посёлок».

            И в 1963 году началось возведение здания по проекту современных школ того времени на территории нового микрорайона. За один год было построено кирпичное трёхэтажное здание, светлое, с огромным спортивным залом, большой, уютной столовой, двумя помещениями мастерских внутри школы, которая получила статус средней школы № 25.

      1 сентября 1964 года прозвенел первый школьный звонок. Все было первым и впервые.

    Первым директором назначен учитель физики школы № 90 Дурас Владимир Александрович, заместителем директора по учебно- воспитательной работе Самойлова Нина Михайловна.  С первых лет после открытия школы стали работать: Авдеева Александра Степановна, Соломович Галина Павловна, Заболотникова Галина Андреевна, Хомяк Вера Кирилловна, Рукосуева Вера Ивановна, Грибовская Валентина Алексеевна, Назарова Галина Титовна, Соловьёва Татьяна Борисовна. Классы старшеклассников перешли из школы №90 вместе со своими классными руководителями.  Всего учащихся пришло около 800 человек в каждой параллели по 2 класса. Много ребят было из семей, приехавших на работу по специальному приглашению.

    Стабильный педагогический коллектив сформирован был на второй, третий годы работы.

    Прибыли Степаненко Зинаида Ивановна - учитель немецкого языка, Сапожникова Екатерина Петровна – учитель русского языка, Силлинг (Седых) Людмила  Андреевна, супруги Сергиенко Альбина Ивановна и Николай Григорьевич, супруги Ерастовы Вячеслав Михайлович –  учитель химии, Клавдия Ивановна – учитель математики, супруги Васильев Виктор Андреевич – учитель математики и Дегтярёва Людмила Николаевна – учитель иностранного языка, Пахотникова Людмила Алексеевна - учитель математики, супруги Муратовы Борис Александрович – учитель физической культуры и Раиса Васильевна – учитель истории,

    Пришли на работу Ульшин Владимир Сергеевич, Вахромеев Валерий Иванович – учитель труда, сёстры Усольцевы – учителя математики.

    Как радовались в коллективе прибытию молодых специалистов! Старались помочь в любых вопросах: в методике преподавания, в быту. И они быстро входили в жизнь школы –со свежими знаниями, новыми идеями, и просто очень интересные люди.  Это сестры Павловы Вера Александровна, учитель математики, и, чуть позже, Галина Александровна – учитель географии; Пономарева Валентина Алексеевна и Сидорова Лариса Андреевна – учителя математики; Омельяненко Людмила Николаевна – учитель иностранного языка. Школа стала родной для Иващенко Людмилы Андреевны, Карпенко Екатерины Степановны, Михайловой Александры Николаевны, Кириченко Александры Фёдоровны, Бабаевой (Маньковой) Галины Сатаровны, Симоненко Валентины Андреевны, Петуховой (Борисовой) Нины Ивановны. Трудно выделить, для кого школа была ближе, важнее. Кто из них оставил более значительный след в истории.

    Вместе с учениками весь педагогический состав благоустраивал школу. Старшеклассники   руководством учителя черчения Полякова Бориса Федоровича  построили  фонтан. Школьный двор озеленяли всем коллективом школы, берёзы и тополя – учащимися 10 – х классов (саженцы тополей привезли из Алзамая).   Футбольное поле уложили дерном с берега реки Чукша, а спортивную площадку засыпали шлаком, который возили самосвалами с 14 разъезда. 

    В 1965 г. начали строить мастерские. В фундамент была замурована бутылка с письмом, где были названы фамилии учеников школы – строителей. В 1968 г. мастерские уже были построены.

           «Я приехала в Чуну в 1965г., - написала в своих воспоминаниях Авдеева А.С.,- школа №1 начала второй учебный год. Кабинеты были ещё не оформлены. Всё предстояло сделать силами учащихся и учителей. Молодыми, но достаточно требовательными были руководители школы: Дурас В.А., Самойлова Н.М., Дурас З.И..Под их руководством многие прекрасные начинания стали традициями школы. В первые же годы был создан духовой оркестр, руководителем которого стал Шегжда Антон Марьянович. Первый и последний звонок, парады, демонстрации, концерты школьной самодеятельности проходили с участием духового оркестра. Районные смотры художественной самодеятельности были настоящими праздниками. Учащиеся старших классов в обязательном порядке должны были петь в хоре. Ежегодно учителя вместе с учащимися давали несколько концертов в других посёлках и не только нашего района. В 1968 г. школа №1 заняла 2 – е место в Братске на зональном смотре художественной самодеятельности. Члены жюри отметили высокий уровень профессиональной подготовки хора «Красная гвоздика», которым руководила Манькова Галина Сатаровна, Высокую оценку получил духовой оркестр и танцевальный коллектив школы. С 1966 года на протяжении многих лет школа №1 занимала 1 – е места в смотрах художественной самодеятельности. Главную роль в организации концертов, конечно, сыграла Дурас Зинаида Ивановна Учащиеся школы не только облагораживали кабинеты, территорию вокруг школы, но и участвовали в благоустройстве поселка: закладывали парк и стадион «Юность, проводили субботники по очистке территории.

           Зинаида Ивановна Дурас   рассказывает о том, как готовили и проводили школьные праздники. Несколько лет подряд проводились праздники «Посвящение в науку». Там просматривались первые шаги будущих учёных.

    Особенно любили Новый год. Зал украшали собственными картинами каждый год на разные темы, например, «Космический бал», «Бал XIX века», «В гостях у Нептуна» и т. д. Сценарии составляли сами ребята.

          Очень интересно проходили выпускные вечера. Выпускников было много, ведь школа была большая. Праздник продолжался до 5 утра для старшеклассников и учителей.

          После выпускного вечера встречали рассвет на реке Чукша.

          В школе были созданы комсомольская и пионерская организации. Комитет комсомола возглавила Колесник Нэлла. Первой старшей вожатой стала Корниенко Валентина (затем Шпрингвальд Галина Алексеевна). Долгое время вожатой работала Катунцева Елена Ефимовна. В школе №1 была сильная первичная партийная организация, которой долгое время руководила Степаненко Зинаида Ивановна. Тогда вся жизнь в посёлке была подчинена райкому партии. Партийная организация шефствовала над школьной и пионерской организациями. Постоянно проводились: учёба актива, собрания, политинформации. Сбор металлолома и макулатуры, пионерский костёр на 19 мая, участие в слётах юнкоров и натуралистов, все это стало историей.

          В 1966 г. были организованы первые туристические поездки на озеро Байкал, на Братскую ГЭС, а в Ленинград ездили на собственные заработанные за 2 года деньги. Туристические поездки и походы стали традиционными. Каждый класс ежегодно получал краеведческое задание. Ребята исходили весь Чунский район, собирая экспонаты и сведения об истории родного края.

          Очень интересной была поездка по Алтаю на грузовой машине. Проехали по Чуйскому тракту до границы с Монголией. Организатором и руководителем походов и туристических поездок был Владимир Александрович Дурас.

          Энергичный, деловой, умеющий зажигать своими идеями других, его любили ученики и учителя. Владимир Александрович сплотил вокруг себя дружный коллектив учеников и учителей. Краеведение и туризм было одним из главных направлений в работе школы. Много сил было отдано созданию материально – технической базы школы. Отлично были оснащены кабинеты физики, химии, спортивный зал. Владимир Александрович преподавал физику и его называли «учителем от бога». «Физика - соль, остальное - ноль» - эту его фразу до сих пор помнят выпускники школы.  

            В 1969 г. была создана комната боевой славы, а в 1970 г. в школе открыт краеведческий музей, где работа велась по двум направлениям: «История родного края» и «Боевой путь   4-й танковой армии». Руководителем краеведческой работы была учитель географии Соломович  Галина Павловна, а сбором материалов о 4 - й танковой армии занималась Дурас Зинаида Ивановна.

             Ребята школы путешествовали по любимой Родине: по «Золотому кольцу» России, по городам – героям (Брест, Новороссийск, Одесса, Волгоград, Москва, Киев, Севастополь), по городам Черноморского побережья, в Средней Азии.

             В 70-е годы многие талантливые учителя школы были награждены грамотами Министерства просвещения. Это учителя начальных классов: Мядзелец Полина Степановна, Кочетова Антонина Георгиевна, Буяк Клавдия Афанасьевна, Попова Мария Филипповна, Тюрина Алевтина Дмитриевна. В 1979 году Дурас Зинаиде Ивановне, проработавшей много лет завучем по воспитательной работе (организатором) было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», Карпенко Екатерина Степановна была награждена орденом Трудовой славы, Седых Людмила Андреевна была награждена орденом «Знак Почёта».

           

           В 1976 г. директором школы была назначена Степаненко Зинаида Ивановна. Молодая, энергичная, она продолжила   главные направления работы и традиции школы.  Веянием того времени стали летние трудовые отряды: оборудована летняя оздоровительная площадка, организована бригада ЛТО. Первым начальником лагеря труда и отдыха был учитель Шашлов Леонид Устинович. Жили ребята в ЛТО сначала в палатках, затем были построены удобные домики. В совхозе «Чунский» ребята выращивали овощи, и конечно, хорошо отдыхали, общались. Два раза группа наших школьников ЛТО ездила в Краснодарский край.

          С 1980 года в   школе учащиеся получили возможность получить профессию повара, швеи, связиста, шофёра, а позже и педагога начальных классов.

          Зинаида Ивановна Степаненко, проработавшая в школе 40 лет, из них 13 лет директором школы, гордится тем, что по её стопам более 20 выпускников нашей школы стали учителями иностранного языка.  Находясь на пенсии, Зинаида Ивановна активно работает в районном Совете ветеранов педагогического труда. Её имя занесено в Почётную книгу работников образования Чунского района.

          Под руководством последующих директоров Яцкевич Галины Александровны и Хавратовой Натальи Николаевны коллектив школы продолжил трудиться, сохраняя лучшие наработки и традиции. На период руководства Яцкевич Г.А. выпали непростые годы перестройки, когда были невыплаты зарплаты, забастовки, нехватка средств на нужды школы. Но Галина Александровна умела выходить из сложнейших ситуаций, смогла сохранить коллектив, находила средства на ремонт, на поддержание чистоты и порядка, на учебники  и многое другое.

            Гордостью школы стало открытие балетной студии, которое произошло в 1986 году. Под руководством талантливого педагога-хореографа Давидович Татьяны Михайловны был создан замечательный коллектив «Вдохновение», который стал популярен в районе. Уже в 1987 году о танцевальном ансамбле из п. Чунский узнала вся Иркутская область из передачи «Художественная самодеятельность».  В 1991 году в конкурсе танцевальных коллективов в г. Ангарске ансамбль занял 2- е место и был награждён специальным призом за оригинальную постановку танца «Красные шапочки». В 1993 г. ансамбль становится лауреатом областного фестиваля «Танец по кругу»., в 1995 г - лауреат фестиваля «Байкальское кружево»., 2020 год – лауреат 3 степени международного конкурса «Юные дарования России -2020», 2021 год -дипломант 1 и 2 степени  областного конкурса «Шире круг», «Планета танца» 2021г - 1место, Областной конкурс «Байкальская сюита» 2021г - 3 место, Областном конкурсе   «Весна Победы!»2020г.  - 1 место 2022 – лауреаты 3 степени регионального   фестиваля детского и юношеского творчества «Язык - душа народа» в рамках государственной программы «Реализация национальной государственной политики  в Иркутской области»,   и многие другие. За весь творческий период в репертуаре ансамбля 60 классических, народных, эстрадных танцев. Многие талантливые ребята окончили хореографические отделения различных учебных учреждений и сами обучают детей и подростков хореографическому искусству.

             Новое время требовало перехода на новые формы обучения и воспитания, оснащения школы компьютерами, новыми учебниками, привлечения в школу молодых специалистов, контактов с предпринимателями. Этому соответствовала личность Натальи Николаевны Хавратовой, следующего директора школы с 1999 года. Под её руководством выросло педагогическое мастерство коллектива. Много сил директор школы уделяла стабильности коллектива школы   объединённыму одной творческой идеей – созданием благоприятных условий для решения задач воспитания и образования подрастающего поколения.         

              В свою родную школу вернулись работать и стали гордостью коллектива: Апрелкова Татьяна Петровна, Шумакевич Марина Викторовна, Егорова Ольга Михайловна, Волкова Тамара Владимировна, Влас Ирина Дионисовна, Монахова Ирина Васильевна, Коростелёва Марина Владимировна, Алишина Екатерина Александровна, Плохотнюк Иван Владимирович, Рахвалова Лилия Сергеевна, Катунцева Ирина Владимировна, Мардамшина Оксана Валерьевна, Теряева Оксана Борисовна.

             За период с 2000 года в учительском коллективе 40-42 педагога. Это творческий коллектив учителей, в котором 59% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию.   

             Высокий уровень квалификации и методического мастерства способствует росту участия обучающихся в мероприятиях и конкурсах различного уровня.  Ежегодно ученики школы становятся призёрами и победителями районных олимпиад, конференций и творческих конкурсов, лауреатами областных мероприятий всероссийских конкурсов. В престижном районном конкурсе «Ученик года» стали победителями в 2003 году Ефиркина Елена, в 2005 г. – Рудяк Дмитрий завоевал II – е место, в 2008 – Рыбкина Дарья – I место, в 2022 - Чихрак Карина- III место.

              Краеведы нашей школы ежегодно участвуют в районной конференции «Живи, земля Чунская!», где достойно выступают с поисково – исследовательскими работами в номинациях «Этнография», «Литературное краеведение», Историческое краеведение».

    Лауреатами и призёрами стали: Бабумара Надежда, Горохова Алёна, Григорьева Вероника, Катке Анна, Козырева Анастасия, Берлюз Мария, Рыбкина Дарья, Старков Иван, Шпригвальд Юлия, Шумихина Валентина, Тоцкая Ирина и многие другие.

           Сегодня школа отличается уникальной атмосферой доброжелательности, заботы, понимания и душевного тепла.

          Это единый  коллектив детей и педагогов. Ученики школы – победители и призеры районных творческих конкурсов и олимпиад, участники и победители областных  конкурсов  «Молодёжь Иркутской области в лицах 2019,2020», активные   участники   образовательных проектов: «Финансовая грамотность», «ПроеКТОориЯ»,    «Билет в будущее», «Урок цифры», «Урок безопасности в сети интернет», «Большая перемена».

                   Спортивная команда школы – ежегодные победители районных спортивных состязаний и конкурсов: с момента организации конкурса «Русская лапта» только 1 место,  в конкурсе прошлых лет «Статен, строен, уважения достоин», «От рядового до генерала» - только  1 место, призовые места в соревнованиях по волейболу, баскетболу, «Двоеборье» «Веселым стартам», «Стрелок ГТО».

          Школа одна из первых открыла   Центр образования цифрового и гуманитарного профилей, созданного в рамках национального проекта «Образование: шаг в будущее», и являющегося одним из центров федеральной сети образования «Точка роста»;  участвует  в различных программах и проектах регионального, федерального и международного уровней, активный  участник  федеральных образовательных проектов повышения качества образования «ШНОР» 2020, «500+2021».

          За всем достигнутым   напряжённый труд, высокий профессионализм и преданность своему делу педагогов. 

          Педагоги подтверждают педагогическое мастерство, участвуя в различных профессиональных конкурсах районного и регионального уровней, занимая призовые места: «Учитель года», «Лучший специалист Чунского района по охране труда»,  «Молодёжь Иркутской области в лицах 2020», в номинации «Лучший работник образования» и др.; работают на районных методических объединениях,  семинарах, конференциях, дискуссионных площадках профессионального мастерства  Регионального и Всероссийского уровня.   

         Из стен школы выпущено более  1800  выпускников, 40 с золотой и серебряной медалями

          Большинство выпускников сегодня  успешны, активно трудятся на благо Отечества, многие из них известны своими достижениями и успехами.  И сегодня среди них   руководители промышленных предприятий страны, работники Министерства и учреждений образования, руководители органов МВД, учёные – доктора и кандидаты наук, заслуженные артисты, известные спортсмены, медицинские работники и учителя, квалифицированные рабочие и труженики лесного и сельского хозяйства.

          Коллективу  педагогов и детей школы №1 по плечу любые трудности и преграды и он   радует всех новыми победами и достижениями, которые прославят родную школу и щедрую на таланты Чунскую землю.

    Образование и формы обучения

    • начальное общее образование:  форма обучения — очная, язык обучения — русский, нормативный срок освоения —  4 года,
    • основное общее образование:  форма обучения — очная, язык обучения — русский, нормативный срок освоения — 5 лет,
    • среднее общее образование:  форма обучения — очная, язык обучения — русский, нормативный срок освоения — 2 года
    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    В Программе развития МОБУ СОШ №1 р.п. Чунский отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания в Учреждении по результатам:

    1. необходимость управления Учреждением на основе совершенствования внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений и расширение ее открытости;

    2. необходимость создания организационных, научно­ - методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик внутренней оценки качества образования:

    2.1. обеспечение доступности образования для всех категорий социальных заказчиков, в том числе семей с   детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

    2.2. обеспечение качества образования, ориентированного на создание условий для формирования успешной личности обучающихся, в том числе в рамках дополнительного образования;

    2.3. обеспечение эффективности работы Учреждения для повышения качества образования;

    3. необходимость совершенствования системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников в части оценки качества образования.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie